- ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ГОТОВ ПРИНЯТЬ В СВОИХ СТЕНАХ СТРАЖДУЩИХ!
ЛЮДИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ЖИЛЬЯ И СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ, МОГУТ НАЙТИ ПРИЮТ, ОДЕЖДУ И ПИТАНИЕ В СТЕНАХ НАШЕГО ХРАМА, ПОМОГАЯ НА РЕГУЛЯРНОЙ ОСНОВЕ В БЛАГОУСТРОЙТСВЕ ТЕРРИТОРИИ И СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ.
ОБРАЩАТЬСЯ ПО ТЕЛ.: 247-95-11
- БЛАГОУСТРОИМ ХРАМ ВМЕСТЕ!
Храм Покрова Пресвятой Богородицы просит участия отзывчивых людей, готовых потрудиться во Славу Божию. Каждый может помочь в благоустройстве территории храма, строительных работах, озеленению ландшафта приходского подворья.
Желающим помочь обращаться по тел.: 247-95-11
Давайте вместе вносить лепту в это Богоугодное дело!

19 декабря - День памяти святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских
Проповеди и статьи - Даты православного календаря |
Сегодня мы празднуем память человека, святого, с почитанием которого не может сравниться слава никого больше на земле за всю историю. Святитель Николай – самый почитаемый святой, причем, не только в России, но и во всем мире.
Родился будущий святитель около 280 года в городе Патары Ликийской области, что на южном побережье Малоазийского полуострова. Назидаемый благочестивыми родителями, достойно провел он детские годы: отличался серьезностью и спокойствием, полюбил церковную службу, открыл бездну премудрости в книгах Священного Писания. По совету дяди – епископа Патарского Николая – с юных лет решил посвятить себя Церкви и вскоре был возведен в церковную степень чтеца, а затем рукоположен в сан пресвитера. Так начинался его евангельский подвиг – благовествования слова Божия.
После смерти родителей он раздает все имущество нищим, помогает нуждающимся, стараясь делать это в тайне. Так, вовремя оказав содействие одному разорившемуся человеку, он помог выдать замуж его дочерей, которых отец, отчаявшись, готов был отправить торговать своим телом.
Важной вехой в жизни святого Николая стало его паломничество в Иерусалим. Поклонившись святыням, он, как и многие другие, возжелал было понести подвиги отшельничества в палестинской пустыне. Но Господь судил иначе и во сне открыл Николаю Свою волю – совершать предназначенное ему служение на родине. Во время этого путешествия уже проявилась его чудесная сила: дважды, на пути в Святую Землю и обратно, бурное море препятствовало корабелам, и оба раза святому Николаю удалось укротить стихию, а также сохранить невредимым упавшего с мачты матроса.
Избегая людской славы, святой Николай решил вернуться не в родной город, где его хорошо знали, а в Миры – главный город Ликийской области. Случилось так, что в то время там собрались епископы для избрания нового архипастыря. И по воле Божией им стал святой Николай. Столь неожиданное возвышение весьма смутило молодого пресвитера, но для укрепления в служении ему было послано видение, в котором Господь Иисус Христос вручил ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возложила на него святительский омофор (это сюжет часто встречается на Никольских иконах).
Жизнь святителя мало чем изменилась. Скромность и простота; труд, пост, молитва; помощь всем – богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым; и главное – забота об исцелении от греховных язв.
Претерпел святитель и тюремное заключение во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом. Был участником I Вселенского собора, где, не стерпев богохульных речей еретика Ария, наградил его пощечиной, за что на короткое время лишен епископского сана и взят под стражу. Избавленный от этого наказания чудесным заступничеством Спасителя, он и сам неоднократно выводил из заточения плененных и спасал невинно осужденных на казнь.
Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости где-то между 345–351 годами, но не оставил своим попечением весь христианский мир. Прожив жизнь, полную забот и трудов, он и после блаженной кончины своей продолжает помогать людям, оказавшимся в тяжелом положении. С каждым он делится частицей своего богатого жизненного и духовного опыта. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или смерти, об укреплении и чистоте православной веры… Всего перечислить невозможно. Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы. Благодаря этой неоскудевающей всеохватной помощи, которую он оказывал и оказывает, благодаря неустанному молитвенному предстательству пред Богом за весь мир, Николай Чудотворец стал личностью поистине легендарной.

Архиепископ Серафим (Соболев)
Каждый раз, когда св. Церковь празднует память святителя, то за литургией в евангельском чтении она предлагает нашему вниманию заповеди Христа о блаженствах. И вот на что мне хотелось бы ныне, в день памяти святителя Николая Чудотворца, обратить внимание ваше, возлюбленные во Христе братия и сестры: почему в начале сих заповедей Господь ублажает нищету духовную, т. е. смирение?
Ответ на этот вопрос содержится в словах тропаря в честь св. Николая Угодника: «Смирением стяжал еси высокая, нищетою богатая». Из этих слов явствует, что вся высота нравственной христианской жизни и все богатство благодати Св. Духа приобретаются смирением. Оно есть основа всего нашего спасения. Отсюда понятно, почему Господь положил в основу всех Своих заповедей блаженства заповедь о смирении.
Без смирения нельзя плакать о грехах, ибо как гордый будет плакать о грехах своих, когда он не сознает в себе этих грехов, себя всегда оправдывая, а других обвиняя? Без смирения нельзя быть кротким, ибо гордый не прощает обид. Без смирения нельзя алкать и жаждать правды Христовой, ибо гордый алчет и жаждет только того, чтобы все считали за правду его собственные взгляды, хотя бы они были ложными. Без смирения нельзя быть милостивым, ибо гордые жестокосерды. Без смирения нельзя иметь чистого сердца, ибо гордыня есть вместилище всякого нечестия и пороков. Без смирения нельзя быть и миротворцем: гордость не только не содействует миру, но она есть источник злобы, вражды и всякой смуты среди людей. Без смирения нельзя взять на себя подвиг быть гонимым за правду Христову, а тем более нельзя переносить поношение, изгнание и всякую клевету ради Христа, ибо гордый может быть гонимым и терпеть все несчастья, вплоть до смерти, но только ради своей гордыни.
Таким образом, без смирения нельзя ступить и шага для совершения истинно христианского доброго дела, которое, будучи основанным на смирении, им сопровождается и отличается, как самою характерною чертою. Эту истину Господь засвидетельствовал в Своей нагорной проповеди не только тем, что поставил на первом месте заповедь о смирении, но и теми словами Своими, в которых заповедал нам совершать тайно милостыню, молитву и пост и так творить добрые дела, чтобы левая рука наша не знала, чтó делает правая (Матф. 6, 3). Вот почему св. угодники Божии, эти истинные ученики Христовы, старались скрывать свои добрые дела от взора других. Некогда св. Пимена Великого спросили, какая добродетель самая высшая. Он сказал: «та, которая совершается тайно».
Памятуя учение Христа о значении смирения для христианской жизни, зная, что добродетельная жизнь святых была проникнута смирением и им отличалась, как самым существенным своим свойством, потщимся и мы, возлюбленные, иметь смирение, без которого никогда мы не сделаемся истинными христианами.
Конечно, приобретение смирения есть самый трудный из всех подвигов. Нередко даже Сам Господь, посылая нам великие испытания и скорби, не может заставить нас смириться, что мы знаем с вами, возлюбленные о Христе чада, по опыту своей жизни. Однако без смирения мы никогда не достигнем спасения. Поэтому потщимся его приобрести хотя бы сначала в самом простом и первоначальном его виде, т. е. будем сознавать свою греховность и ничтожество перед Богом. Конечно, невелика заслуга сознавать перед Богом свои грехи, когда последние так очевидны и для нас и для других. Но если мы приобретем это первоначальное смирение, то приблизимся и к высшему его виду, который состоит в том, чтобы считать себя хуже других. Это смирение весьма ценно в очах Божиих. Вот почему Господь сказал: «Смиряяй себе вознесется» (Лук. 18, 14).
Только достигнув такой степени смирения, мы сможем приобрести самый высший и совершенный его вид, который заключается в том, чтобы мы все свои добрые дела приписывали не своим силам, а Богу и вместе с божественным Псалмопевцем от всего сердца говорили: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Псал. 113, 9). Тогда-то мы и будем способны в совершенстве исполнять все божественные заповеди. Будем помнить слова Ап. Павла: вся могу об укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Эти слова говорят нам о том, что при помощи Божией мы можем совершить и самый трудный подвиг, т. е. приобрести истинное, совершенное смирение.
Поэтому будем просить Господа, чтобы Он, молитвами святых и ныне празднуемаго Церковью святителя Николая, помог нам достигнуть сей великой, основной добродетели. Когда мы приобретем смирение, то на собственном опыте узнаем, почему Господь на первом месте в Своихь заповедях о блаженствах поставил заповедь о нищете духовной. Тогда мы станем истинными последователями Христа, носителями всех христианских добродетелей, и в нашей жизни исполнятся слова Христовы: «Тако да просветится, свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Матф. 5, 16). Аминь.
Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии 6 Декабря 1925 г.


< Предыдущая | Следующая > |
---|